Сколько мы платим за пользование Facebook?

Регистрируя учетную запись в социальных сетях, таких как Facebook, Instagram и прочих, каждый соглашается с «Условиями пользования», однако мало кто действительно читает их. Facebook предлагает пользоваться своими продуктами на достаточно интересных условиях.

Персональные данные в Facebook и Instagram. Для создания наиболее эффективной рекламы, руководство платформ решило не ограничиваться информацией, которую пользователи предоставляют по своему желанию. Facebook использует информацию с любого устройства, которое вы используете для доступа к сети, включая характеристики устройства и операционной системы, посещаемые пользователем сайты, данные об операторе мобильной связи, ваших Wi-Fi и Bluetooth подключениях и даже о перемещении указателя мыши компьютера. Все это, конечно же, только для безопасности пользователя и улучшения рекламных возможностей Facebook. 

Не смотря на прогрессивную защиту персональных данных в Facebook, утечки все-же происходят. В начале 2018 года, стало известно об утечке персональных данных 87 миллионов пользователей, которые оказались в руках частной аналитической компании Cambridge Analytica. Информация была собрана в конце 2015 года и использовалась для анализа предпочтений избирателей и оказания воздействия на них, сообщает «The Guardian».

Авторские права в Facebook и Instagram. Сервисы не претендуют на авторские права на фотографии и видео пользователей, однако получают неисключительную, бесплатную, действующую по всему миру лицензию с правом выдачи сублицензий на использование, распространение и публичный показ фотографий и видео пользователей. Иными словами, прав автора никто никого не лишает, однако использовать творения, которые попали в сеть может как Facebook, Instagram, так и любой человек, который получил сублицензию. Кроме того, сервисы «Ограничивают свою ответственность в максимальном объеме, разрешенном законом», а также «Могут изменять Сервис и правила по своему усмотрению».

В 2014 году, в Верховном суде Калифорнии рассматривалось дело Rodriguez vs. Instagram LLC. Основаниями для иска стало изменение условий пользовательского соглашения Instagram. До конца 2012 года, согласно действующим на то время условиям, Instagram получал неисключительную лицензию на право использовать опубликованные материалы пользователей. В начале 2013 года, в одностороннем порядке, в пользовательское соглашение были внесены дополнения, согласно которым (1) Instagram получает право на выдачу сублицензий; (2) отсутствуют любые ограничения по сфере действия лицензии; (3) сервис максимально ограничивает свою ответственность. Учитывая, что Instagram получал бессрочную лицензию, даже удаление учетной записи пользователя не лишало сервис прав на опубликованные ранее материалы.

Жалоба фотографа Lucy Rodriguez, которая ссылалась на нарушение Instagram LLC принципов добросовестности и справедливости в договорных отношениях, не была удовлетворена судом, поскольку сервис оставил за собой право изменять условия пользования в одностороннем порядке.

Отказаться от условий, которые предлагают нам социальные гиганты, возможно только путем полного удаления своей учетной записи, а в некоторых случаях, даже это действие не поможет исключить всю информацию о себе и своих объектов авторского права.

Условия пользования Instagram: https://www.facebook.com/help/instagram/581066165581870 
Условия пользования Facebook: https://www.facebook.com/legal/terms 
Политика использования данных продуктами Facebook: https://help.instagram.com/519522125107875?helpref=page_content
Решение по делу Rodriguez vs. Instagram LLC: https://digitalcommons.law.scu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1656&context=historical
Статья The Guardian: https://www.theguardian.com/technology/2018/apr/08/facebook-to-contact-the-87-million-users-affected-by-data-breach